8(800) 500-30-76 cool.magtour@yandex.ru

Легенды Дагестана

СЕЛО ЦАДА

В языческой  мифологии Цада боги отождествлялись с небом, землей, луной и солнцем, дождем и многими другими явлениями природы, до наших дней дошли многочисленные клятвы и молитвы, посвященные древним идолам. Люди в древности считали, что на концах радуги можно найти сокровище, зарытое в землю. Так, при появлении этого природного явления, девочек отправляли искать золотые ножницы. С радугой связаны приметы: если она была в основном красного цвета – летом будет засуха, голубого – пройдут дожди, зеленого – урожай будет богатым. Если при возникновении радуги загадать желание, то оно обязательно исполнится, если радугу видят над чьим-то домом, значит, хозяев ждет благодать и искупление грехов. За ветер отвечала «мать ветров». Цадинцы верили, что это была женщина с длинными распущенными волосами, пытающаяся подчинить себе непокорного «ветряного коня» и подняться на нем вверх. Однако во время смерча люди говорили, что «дракон выходит из земли». Во время сильных порывов ветра детей пугали, что это «мать ветров» злится. Однако если после нападения стихии был нанесен ущерб, то на нее никто не жаловался. Наоборот, люди говорили, что это бог дает им знак и унес за собой все беды и несчастья. Женщины радовались стихии, так как это обозначало наступление счастливых времен. Цадинцы изображали молнию в виде огненного топора, так как они считали, что в том месте, куда она ударит, можно найти клад в виде золотого топора. Богом дождя был «дождевой ослик». Во время обрядов в его костюм одевали мальчика. Он должен был помочь вызвать дождь. Наряд состоял из веток кустарника, обвязанных веревкой. Эта конструкция должна была походить на шалаш. Ряженого ребенка водили по всем дворам, где его обливали водой, а сопровождающим его детям давали зерно в виде гостинцев (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, конские бобы, горох, фасоль и чечевица). Затем у источника воды либо на перекрестке разжигался костер, где из подаренных зерен делали кашу. Ею угощали всех присутствовавших. После того как свечереет, взрослые жители аула молились и просили у Аллаха скорейшего наступления дождей.

ГОРА ШАБУЗДАК

Шалбуздаг — одна из самых высоких вершин Дагестана, ее высота достигает 4142 м. По легенде, гора была названа в честь жены Надир-шаха, в переводе с тюркского языка «гора Шалбуз». Склоны горы украшают луга, на которых растут многочисленные виды цветков. Издалека кажется, что это роскошный пестрый ковер, сотканный ловкими руками искусницы. Другое предание связывает название Шалбуздаг с фразой турецкого языка «гора покрытая льдом», по третьей версии имя горы связано с Шах-аль-Бурзой, жившим в этой местности в начале VШ века и помогавшим местным мусульманам в борьбе против хазар. Возвышенность была почитаемой и до распространения Ислама, в основе поклонения горным массивам лежит почитание местных духов – «хозяев». Именно они, по поверьям, снежными лавинами и селевыми потоками, наносившими серьезный урон сельскому хозяйству горцев, наказывали местных жителей за неуважительное отношение к местным святыням. Но не только наказания, но и дары давала священная гора. Плодородные луга на склонах горы служили кормом скоту, целебные травы берегли здоровье местных жителей. Все это доставалось людям, когда они почитали главное божество, живущее на горе. С распространением в этой местности Ислама, гора стала священной как место захоронения борцов и мучеников, отдавших свою жизнь во имя Ислама.

ПЕЩЕРА ДЮРК

Пещера Дюрк расположена недалеко от села Хустиль. Эта земля издавна считалась местом поклонения, популярным еще во времена язычества. Немало сложено о ней песен, преданий и легенд. Согласно одной из них, в пещере обитали древние люди, впервые пришедшие в край. По другой, пещера таит в себе меч арабского воеводы Масламы, который считается распространителем мусульманства на территории Дагестана. Местные жители поговаривают, что здесь обитали «эреллеры», поэтому грешники не могли проникнуть в Дюрк, потому что своды смыкались и буквально раздавливали их. Существует версия, что пещера состоит из семи ярусов. На сегодняшний день здесь можно увидеть только два из них, так как остальные были завалены камнями вследствие частых землетрясений. Каменный пол украшен паласами и коврами, которые приносят сюда паломники. Всюду расставлены керосиновые лампы, а деревянная лестница поможет добраться из одного помещения в другое. Местные жители советуют прислушаться, так как можно услышать, что где-то в глубине течет подземная река. Пещера имеет свою отличительную черту: во время безветренной погоды она начинает выть, а этот звук распространяется на много километров вперед. Люди в таких случаях говорят, что нужно пожертвовать чем-то Дюку. В давние времена здесь действительно происходили ритуалы жертвоприношения. В пещеру приезжают люди не только из Дагестана, но и из Азербайджана. Они молятся, просят о здоровье и счастье для своих родных и близких. Поговаривают, что многие женщины после посещения Дюка смогли вылечиться от бесплодия. Если на окрестные села нападает стихия, то в пещеру приходят жители помолиться и провести мусульманский обряд «зикр», приносят в жертву быка, а потом раздают милостыню страждущим (садак), приносят сюда ковры и платки – своеобразный дар божеству.

АУЛ АМУЗГИ

Аул Амузги впервые упоминается в летописях XII века. Расположен он в очень труднодоступном месте, в давние времена здесь находилась легендарная кузница булатных клинков. В средние века поселение входило в состав Зерихгеран. Воины со всей округи пользовались знаменитыми шашками и саблями из булата. Рукоятку оружия украшали самые знаменитые мастера Амузги, наносили на нее гравировку, чернь и насечки. Люди говорят, что таким оружием пользовались Чингисхан, Тамерлан, Надиршах, Наполеон, Александр I и имам Шамиль.

Амузгинцы

Ты нынче, амузгинское селенье,
Походишь на подранка журавля.
Чернеют очагов твоих каменья,
И одичала скудная земля.

И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,
Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков.

И покосился памятников камень,
Их оплела забвения трава,
И превратился в прах под нею пламень
Сверкавшего над горном мастерства.

Ушли творцы прославленных булатов,
Клинков, чья суть, как истина, гола.
И унесли, как будто в землю спрятав,
Потомственную тайну ремесла.

Наполеону персы подарили
Клинок Тимура, но велик Восток,
И знатоки, взглянув, установили,
Что это амузгинский был клинок.

И там, где в небе вздыбленные глыбы,
Как лошадей взметенных косяки,
Имам Шамиль и все его наибы
Носили амузгинские клинки.

Царь почитал пред мужеством заслуги,
И грозный пленник, по горам в тоске,
Не потому ль Шамиль, живя в Калуге,
Всегда при амузгинском был клинке?

Искусством оружейника немало
Весь белый свет ты удивлял, Кавказ.
И сабля амузгинская предстала
Мне в лондонском музее как-то раз.

Я слышал о судьбе ее два сказа,
Один о том, что некий из князей
Бежал сюда и за клинок Кавказа
Сто тысяч заплатил ему музей…

Но вздрогнула даргинская вершина,
Когда решили бравые мозги
Переселить на плоскость до едина
Всех жителей аула Амузги.

И мастерства великого не стало,
Которое минувшие века
Геройские легенды умещало
На благородном лезвии клинка.

И златокузнецов аул соседний –
Склонил свою папаху Кубачи,
Он провожал, как будто в путь последний,
Тех, кто ковал и сабли и мечи.

И понял, что теперь уже не нужно,
Как прежде, ладить около луны
Ему для амузгинского оружья
На целый мир хваленые ножны.

И в Амузги пред временем не скроешь
С обидной очевидностью того,
Что нет среди утраченных сокровищ
Сокровища ценней, чем мастерство.

Расул Гамзатов

КУРГАН БАЙ-ТОБЕ

Неподалеку от села Аксай Хасавюртовского района находится курган Бай-Тобе (Богатый холм). Издревле это место привлекает людей, желающих разбогатеть. Говорят, что один учитель узнал, что в соседнем ауле есть рукопись, в которой говорится о кургане и спрятанных в нем сокровищах. Но владелец согласился отдать ее только в обмен на корову. Учитель приложил все усилия и раздобыл книгу. В ней рассказывалась легенда о том, что в давние времена в этих местах жили два брата. У каждого из них во владении была земля: у первого — в Бай-Тобе, а у второго — в Караногае. У младшего брата родился сын, поспешил он рассказать эту новость брату своему. Старший собрал богатые подарки для своего племянника, в том числе золотую люльку. К сожалению, младенец умер до приезда своего дяди в Дагестан. Ребенка похоронили в этой люльке, после чего курган и прозвали Бай-Тобе. Узнав легенду, учитель поспешил на поиски сокровища. Он перерыл всю землю, и наконец, нашел то, что искал. Однако люлька оказалась совсем не золотой, а ничего ценного он так и не отыскал.

НОГАЙСКАЯ СТЕПЬ, АУЛ ЭДИГЕ

Аул Эдиге назван в честь героя ногайского народа, о котором издавна слагались предания и легенды. Согласно одной из них, у знаменитого Тохтамыша были охотничьи соколы, которые вызывали дикую зависть у всего населения. Однажды Хромой Тимур решил завладеть птицами хана. Для этого он сговорился с сокольничим Кутлы-каем, который тайно продал ему яйцо сокола. В один прекрасный день Тохтамыш и Тимур вместе вышли на охоту. Сокол Тимура быстрее всех достиг добычи. Хан узнал причину своего поражения и повелел выгнать сокольничего из своего государства. Кутлы-кай покорно ушел, но через несколько лет тайно вернулся в родное ханство с сыном Эдиге. Мальчик вырос в крепкого и сильного юношу и устроился к Тохтамышу погонщиком. Вскоре хан узнал, чей он сын, и приказал  убить его. Но Эдиге узнал об угрозе и скрылся подальше от Тохтамыша. Молодой человек собрал вокруг себя девять верных друзей и отправился вместе с ними к Тимуру. Навстречу им шел Алып-батыр со своей армией. Они только что совершили набег на земли Тимура и пленили его дочь Акбилек. Эдилек смог победить полководца и освободил девушку, решив вернуть ее отцу. Тимур был счастлив увидеть Акбилек живой и невредимой, он благословил молодых и вскоре они поженились. На протяжении пятнадцати лет Эдилек жил на землях Тимура. Он научился многому: воевать, вести хозяйство и воспитывать сына Нурадина. Мальчик любил играть со своими друзьями в альчики (кости). Однажды, он сумел в очередной раз обыграть сверстников, но они едко отметили, что может ли он так ловко отомстить Тохтамышу за своего отца. Нурадин с помощью Эдиге и Тимура собрал войско и отправился в поход. Тохтамыш узнал, что на него готовится напасть Эдиге с сыном, бежал он из своих владений. Однако Нурадин не стал оставаться, как отец, в Сарае, а бросился в погоню за ханом. Вскоре он вернулся с отрубленной головой Тохтамыша. К этому времени Эдиге уже создал крепкое государство под названием Ногайская орда. Однако злые силы рассорили отца и сына, и власть досталась Нурадину. Юноша не знал, как правильно управлять страной, не мог он обойтись без помощи. Попросил он прощения у Эдиге, и тот вернулся в орду. В это же время сын Тохтамыша Кадыр-берди решил отомстить за своего отца. Собрал он войско и убил Нурадина, и занял его место на троне. Не мог он успокоиться, что жив Эдиге, решил он и его уничтожить. Бой между ними долго длился, Эдиге истекал кровью, силы его были на исходе, но он сумел убить булавой Кадыр-берди. Однако войско противника набросилось на мужчину и зарубило его. Гибель Эдиге сплотила народ Ногайской орды, никто не мог их победить на протяжении многих лет. Память о герое увековечена в сердцах людей.

ГОРА ВАЦИЛУ

Гора Вацилу считается священным местом для лакцев. По легенде, между двумя скалами на самой вершине пройти может лишь человек, у которого нет прегрешений. Если бесплодная женщина пройдет через них, то она обязательно вылечится, и может спокойно ждать потомства. В давние времена на этом месте проводили обряды для вызывания дождя или жертвоприношения,  местные жители отмечали здесь свои национальные праздники. Ученые считают, что гора получила свое название в честь бога Уацилла, у которого просили спасение от засухи и неурожая. Местные жители считают, что Вацилу связан с мифом о нарте Бархху, который влюбился в Пари. По просьбе девушки юноша вырыл котлован для моря, а выкопанная земля образовала высокую гору, присыпанную солью, в переводе с лакского Вацилу — «то, что лежит под солью».

ХРЕБТЫ БАХАРГАН

Согласно древнему мифу, жил верховный бог Цобе и были у него сыновья-близнецы Бахарган и Моду, которые родились от смертной женщины. Злые люди много говорили плохого о братьях. Отец прогневался на них и обратил Бахаргана в скалу, а Моду тоже в гору, но на склонах ее цвели луга и травы. Когда их мать умерла, ее сердце захоронили в Моду, у его основания правый глаз, а у подножия Бахаргана – второй. До сих пор мать плачет, по Бахаргану течет холодная вода, а по склонам другой вершины – теплая. В дальнейшем вершина Бахаргана была местом обитания богов, которые сравнивались с простыми людьми.

СЕЛЕНИЕ УНЦУКУЛЬ

Унцукуль – родина древнего мастерства, которое начинает свой отсчет с XVII века. Некоторые местные жители еще могут рассказать, как на двери мечети висело кольцо с насекой из серебра. По легенде, в этих местах жили два ремесленника Гусейн и Мартал. Сегодня, их именем называют национальные орнаменты. Узор первого мастера напоминает по своей форме кинжал, а второго – морские волны. Этими орнаментами украшают многие изделия в Унцукуле. Предание гласит, что первым в такой технике в селении была создана ручка кнута из кизилового дерева. Ее украсили нарядной насечкой. Затем в Унцукуле изделия отделывали мельхиором, медью и серебром. Так, изготавливали трости, трубки для курения, табакерки, подсвечники, письменные принадлежности, посуду и мебель. До сих пор эти уникальные предметы можно увидеть в музеях всего мира.

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ

Согласно древнегреческим мифам, Геракл совершал все свои подвиги в разных частях света. Там, где он останавливался, он устанавливал гигантские камни. Такие монументы можно найти в Бретани, Гренландии, Стамбуле, на Урале и на побережье Средиземного моря. По легенде, в Кавказских горах им был освобожден Прометей, подвиг был совершен неподалеку от аула Буртунай, здесь стоят высокие каменные столбы — Геракловы. Местные жители говорят, что в этих местах время от времени происходит что-то очень странное и загадочное. Ученые обнаружили с этими и похожими столбами в других странах уникальные энергополевые потоки. Предполагается, что все колонны должны быть связаны между собой подземными ходами, а в Буртунае есть множество пещер, которые до сих пор хранят свои тайны.

СЕЛЕНИЕ ГОЦАТЛЬ

На протяжении трех столетий мастера села Гоцатль изготавливают прекрасные изделия из металла. Они научились уникальным способом обрабатывать этот материал. Раньше у местных жителей не было металлической посуды, в основном они готовили в деревянных казанах. У богатого населения предметы быта были сделаны из глины. Для того чтобы овладеть мастерством обработки металла, населению пришлось совершить набег на соседнее селение и захватить в плен местного ремесленника. Однако никто не признавался, что владеет таким искусством. Тогда один аксакал решил пойти на хитрость: он рассыпал по дороге уголь вперемешку с медью, с расчётом на то, что мастер выдаст себя и поднимет металл. Так и произошло, этим первым ремесленником стал Ахкубек. Вскоре недалеко от аула были найдены залежи серы и селитры, которые использовались для обработки серебряных изделий. И сейчас можно найти места в горах, где местные жители толкли уголь и серу. Уже к концу XIX века такое ремесло считалось обыденностью для Гоцатль, так как каждый мог позволить себе приобрести такие изделия. Например, на свадьбу жених преподносил своей возлюбленной браслеты и сережки, украшенные национальным орнаментом. Невеста же должна была выйти замуж с водоносным кувшином, украшенным гравировкой. Сегодня в селении изготавливают столовые приборы, тарелки, кинжалы в качестве сувениров, женские украшения с драгоценными камнями. Многие предметы становятся экспонатами музеев, международных выставок.

ГОРОД ДЕРБЕНТ

Город Дербент считается одним из самых значимых в истории не только Дагестана, но и всего мира. Сведения о нем встречаются уже в трудах древних мыслителей (Гекатея Милетского, Хареса Митиленского, Геродота, Страбона, Корнелия Тацита, Иосифа Флавия). Город имел множество имен, чаще всего встречается перевод «запертые ворота». Дербент стоит на побережье Каспия рядом с хребтом Кавказских гор. По этим места в древности проходил Прикаспийский путь из Европы в Азию. Через него шли многие кочевые народы. Например, древние арии добирались до Иранского нагорья. Многие сведения об истории Дербента утеряны. Заселять город начали очень давно, так как это обуславливалось выгодным географическим и стратегическим положением. В Дербенте были построены мощные оборонительные сооружения, с которыми связаны предания и легенды. Жители считали, что в этих местах обитали огромные великаны, дышащие огнем, или народ Яджудж-Маджудж. Один из историков, живших в X веке, описывает в своих работах как царевич Исфендияр построил крепость Нарын-кала. Декабрист А. Бестужев говорил, что местное население считает, будто город построили черти буквально за одну ночь. Историк Мирзы-Хедир Везирова писал, что Дербент обязан своим происхождением шаху Лехрасибу, жившему во времена царя Соломона. Грузинские летописи свидетельствуют о том, что город построил военачальник Ардом в ходе войны с хазарами.  По другой версии Дербент заложил сам Александр Македонский. По его приказу соорудили крепость с железными воротами, чтобы никто не смог проникнуть в город.

АУЛ КУБАЧИ

Аул Кубачи расположен высоко в горах, на высоте 1800 м. Его население — от 7 до 9 тысяч жителей, первое упоминание о селе относится к IV веку. Здесь жили кузнецы и мастера оружейного дела. Особой ценностью считаются мечи и сабли, инкрустированные драгоценными камнями. Кубачинцы создали двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и подарок Александра III королеве Виктории – набор холодного оружия, который сейчас можно увидеть в музее Лондона. Оружие, созданное местными кузнецами, использовали в войнах солдаты Российской империи. Оно отличалось уникальной резьбой на рукоятке. Мастера создавали и ювелирные украшения, и предметы посуды из серебра, эти изделия славились по всей территории России, но имели их лишь знатные семьи. Царственная фамилия Романовых предпочитали посуду и украшения, которые изготавливали в ауле Кубачи. Каждый мастер работал в собственной технике, невозможно найти похожий узор или орнамент. В основном изображали растения и цветы. Ремесленники применяли гравировку, чернение, чеканку, канфарение, филигрань и резьбу. Кубачинцы достигли такого мастерства, что обработанное серебро становится похожим на сверкающие бриллианты. Существует история, в которой рассказывается, как персы решили подшутить над местными мастерами. Они прислали в аул очень тонкую проволоку и попросили сделать такую же. В ответ кубачинцы прислали персидским кузнецам проволоку, просверленную изнутри, и приложили письмо, в котором говорилось, что в ауле из такой проволоки изготавливают трубы.

АУЛ АХТЫ

Шарвили – герой Дагестана, храбрый воин, который всеми силами старался защитить родную землю. Народ его почитает и любит, слава о нем передается из поколения в поколение. У Шарвили была одна уязвимость: ему ни в коем случае нельзя было отрываться от земли. На месте современного моста Идриса, враги героя спросили, сможет ли он перепрыгнуть с одного берега реки на другой. Однако его подставили. Заранее был постелен ковер, а под него положили горох. Разогнался Шарвили, попытался прыгнуть, но поскользнулся и рухнул вниз со скалы. Хоронили мужчину в ауле Ахты, где он родился. Однако место захоронения неизвестно. Ежегодно в его честь устраивают праздник. Люди приходят к месту гибели Шарвили. Теперь на этом месте стоит ротонда с белыми колоннами и серебряным куполом. Местные жители любят приходить сюда, чтобы отдохнуть и подумать о судьбе национального героя.

АУЛ БАЛХАР

В ауле Балхар проживают лакцы. Эта земля – родина мастеров по керамике, которую украшают белой глиной (ангобом). Существует предание о первом человеке, кто занялся этим ремеслом. Звали его Калкуччи. Происходил он из бедной семьи, и в один прекрасный день, он решил поразмыслить над тем, что ему делать дальше. Неподалеку от него дети игрались глиной и лепили из нее различные фигурки. Это заинтересовало Калкуччи, он тоже решил попробовать. Первым его творением стал глиняный кувшин. Мужчине это так понравилось, что он стал не просто этим заниматься, а еще и обучал своих односельчан. Считается, что самые лучшие изделия получаются у женщин. Это ремесло известно по всему миру.

СЕЛО ХУЧНИ. КРЕПОСТЬ СЕМИ БРАТЬЕВ

Недалеко от села Хучни стоит полуразрушенная «Крепость семи братьев». По легенде, здесь жили семь братьев с сестрой. Девушка обладала необычайной красотой, ее волосы были такой невероятной длины, что она могла привязать к ним кувшин и достать воду из водоема. Юноши же славились своей храбростью и отвагой. Но однажды девушка влюбилась в полководца из неприятельской армии. Он подговорил ее испортить оружие братьев, а взамен он сохранит жизнь юношам. Но он не сдержал свое слово. Братья были казнены, а девушке он не мог доверять, поэтому также принял решение убить ее. Тело сестры завалили грудой камней. Недалеко от крепости находится холм. Местные жители говорят, что это и есть могила бедной девушки. Мужчины, проходя мимо нее бросают семь камней, чтобы подчеркнуть предательство, совершенное ею. Женщины, наоборот, убирают камни, так как они верят в любовь.

АУЛ ГУНИБ. ГОРА СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

Рядом с аулом Гуниб стоят величественные скалы. Смотря на них, можно разглядеть профиль девушки. Эту гору в народе называют «Спящей Красавицей» или «Дочерью Шамиля». По преданию у одного хана росла дочь необыкновенной красоты. В нее влюбился местный пастух. Чувства были взаимны, однако, на благословение от отца можно было не надеяться. Хан сильно разозлился, узнав о влюбленных. Отправил он свою дочь на гору, чтобы та подумала о своих чувствах. Девушка не могла отказаться от любви. Долго думала она, пока не уснула. Утром слуги хана поднялись на гору и обнаружили, что девушка превратилась в камень. Пастух не смог выдержать горя и также окаменел. Теперь можно увидеть, что напротив горы «Спящей красавицы» стоит скала Кегера, которая по своим очертаниям напоминает голову пастуха.

БАРХАН САРЫКУМ

Бархан Сарыкум считается уникальной природной достопримечательностью Дагестана. Согласно легенде, Аксак-Темир решил проверить, сколько человек служит в его армии. Он повелел, чтобы каждый воин набрал в свой шлем песок и сложил его в одно место. После этой процедуры выросла целая гора из песка. Только после этого полководец отправился со своим войском против Тохтамыша и всей Золотой Орды. Другое предание гласит, что в селении Кумторкала жил Ибрагим, у которого была дочь Барият. Она была красива собой, многим мужчинам она нравилась, но сердце девушки было отдано Булату. Однако не мог юноша добиться снисхождения Ибрагима, постоянно получал он отказ от грозного отца. Барият не хотела выходить замуж за другого. После этого Ибрагим приказал Булату создать своими руками недалеко от реки Шура гору. Да не простую, а чтобы с самой высокой ее точки был виден дом Ибрагима. Если выполнит юноша это задание, тогда Барият станет его женой. На создание такой горы понадобились не месяцы, а годы. Булат с трудом мог приносить песок, часто уставал. Но, в один прекрасный день, с вершины горы юноша разглядел родное село. Среди домов Булат увидел свою возлюбленную. Он поспешил к Барият в надежде, что теперь они будут вместе. Но он встретил не молодую красавицу, а старушку. Не заметил Булат, как пролетела юность, уже и сам он постарел. Так и возник бархан Сарыкум.

ПУШКИН-ТАУ

В городе Избербаш недалеко от Каспийского моря расположены скалы, которые издалека напоминают очертания профиля знаменитого русского поэта А. С. Пушкина. В прошлом это изображение было определенным ориентиром для кораблей. Но только в прошлом веке люди заметили, что очертания гор — это «портрет» поэта, и в 1978 году скалу Пушкин-тау признали природным памятником. Согласно самой популярной легенде, после дуэли поэта с Дантесом произошло крупное землетрясение. От горы отломился большой кусок, и образовался памятный профиль Пушкина.