8(800) 500-30-76 cool.magtour@yandex.ru

Легенды Ингушетии

ИНГУШЕТИЯ — СТРАНА СТРОИТЕЛЕЙ БАШЕН

Земля Ингушетии дышит своими местными легендами и преданиями. Согласно одной из них, на земле, до появления человека, была страшная засуха. Нигде не было даже капельки воды, поэтому на планете ничего не росло. Однажды на землю спустилась огромная белая птица. Она была такой большой, что закрывала собой все пространство. От помета птицы появилась вода и семена, затем возникли леса, поля и травы. Воды объединились в моря и океаны. Пропала засуха бесследно. Все на земле начало расти и спокойно развиваться.

Вот еще одна прекрасная легенда. Давным-давно недалеко от Терека жил один горный народ, который занимался животноводством. Однако не все было спокойно в селении. На него часто нападали восточные кочевники и уводили за собой людей, продавая их в рабство. Решили жители хоть как-то обезопасить себя, и начали они строить каменные башни. Каждой семье досталось по укреплению. Люди эти получили имя галгаи (жители башен). Население отличалось смелостью и мужеством. Они были искусными мастерами, которые смогли построить мощные башни. Здания были двух видов: жилые и боевые. В последних можно было спокойно укрыться от противника. В случае набегов, люди убегали в укрытия. Конечно, временами они и сами нападали на соседние селения. Однако эти набеги скоро надоели их врагам, и они решили уничтожить башни и все местное население. На ночь противники залегли в лесах, чтобы на рассвете напасть. Первой их целью была башня на склоне горы. Она стояла особняком, поэтому никто скоро не смог бы прийти на помощь. Жители этой башни храбро сражались, но не смогли устоять перед напором противника. Кругом была кровь, она текла словно горные реки. Враги захотели сбросить башню в ущелье, но они не смогли сдвинуть с места ни один ее камень. Они не стали продолжать бой, а ушли, зная, что галаги будут мстить до последнего. Вскоре прибыла помощь. Людям открылась ужасная картина: были убиты все. Однако недалеко лежали две женщины, а рядом с ними два маленьких мальчика. И, о чудо! Дети были живыми! Один получил имя Мялхи, а второй — Цечо. 

БАШЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЛЯЖГИ, ХАМХИ, ЭГИКАЛ

Мастера аулов Ингушетии любили посоревноваться между собой в своем ремесле. Иногда такие споры происходили и внутри одной семьи. Этому посвящена легенда. Жил на свете Ханой (Хинг), который мастерски умел строить оборонительные башни. Научил его этому отец. В один прекрасный день, когда мужчины укладывали башню, сын сказал отцу, что тот неправильно положил камень. Мужчина возмутился, как сын может ему советовать, и предложил тому состязание на спор. Как раз в ауле Ляжги надо было построить оборонительную башню. Сыну было предложено возвести ее, да так, чтобы она была искусно сделана, даже лучше, чем у отца. За эту работу было обещано шестьдесят голов скота. Так мужчины и решили проверить друг друга. Хинг ушел в аул. Он тщательно подготовил все необходимые материалы, приготовил известь. В раствор он добавил молоко, яйца и ослиный волос. Затем Хинг проверял материал. Если раствор не падал с лопаты, значит он уже готов, и его можно спокойно использовать. Люди помогали при строительстве, одни подавали камни, а другие их закладывали. Потолок в башне получился двойной. После завершения работы пришел его отец, взглянуть на творение сына. Тщательно он все осматривали внутри и снаружи, никаких изъянов не нашел, все было идеально. Крикнул он Хингу, что тот победил его, и признал его самым искусным мастером. От радости сын начал плясать на самом верхнем камне башни.

В предании об Альберде и его сыновьях — Эги, Таргиме и Хамхи говорится, что все события происходили в XII веке. После того, как дети выросли, настало время им отправиться жить в собственные города. Старший поселился в Эгикале, а другие братья построили селения и назвали их своими именами. Эгикал стал крупным торговым и экономическим центром. Он имел выгодное стратегическое положение, так как здесь пересекались дороги в Чечню и Грузию. Жили люди в этом городе до момента их депортации. Человек, который основал аул Хамхи, считался искусным кузнецом, умел говорить на грузинском и работал у царя Ираклия. Из этого селения берут свое начало самые знаменитые фамилии Ингушетии.

БАШЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЭРЗИ

Город Эрзи расположен неподалеку от Военно-Грузинской дороги, его посещает большое количество путешественников. Однако жемчужина этого селения хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Это бронзовый орел Сулеймана, который был создан в 796 либо в 797 году нашей эры. На нем есть надпись: «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного». Никто не знает, кто создал этот шедевр, и как вообще он появился в Эрзи. Однако у ученых есть версия, что это фамильный герб семьи мамиловых. Считается, что его передавали из поколения в поколение, и он символизировал власть.

ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ

В комплексе храма Тхаба-Ерды можно увидеть прекрасные скульптуры. Первая изображает человека с крестом за спиной. Естественно, это Иисус Христос. Слева от него пустует место для еще одной фигуры. Зато справа стоит храбрый мужчина с бородой, который одет в богатый костюм, а в его руках находится меч. Этот человек — ктитор, он помог при строительстве собора. Скульптурный ансамбль напоминает всем Эпоху Возрождения. В те времена рядом со святыми также изображали тех, кто заказывал полотна, либо меценатов. Однако вторая фигура была найдена в горном ауле. Один из жителей принес археологам старинную плиту и спросил, нужна ли она им, так как раньше мужчина подпирал ею курятник. Это оказалось изображение епископа Георгия, у которого на плечах расположился виноград. Сейчас этот барельеф можно увидеть государственном музее краеведения Ингушетии. После принятия ислама жители не смогли отказаться от святого христианского храма. Здесь происходили ритуалы жертвоприношений, празднества и пиршества. Мужчины соревновались в джигитовке. Согласно легендам в храме собирался Совет старейшин, который был и судом, и местом, где решались важные политические и экономические вопросы во времена Средневековья. В XIX веке путешественники писали, что ингуши настолько поклонялись этому собору, что падали на колени при виде его. Если кто-то терял здесь свои вещи, то он мог быть уверенным в том, что ее не украдут, а вскоре вернут владельцу. В засушливый период люди приходили в храм и просили богов послать им дождь. Существует легенда, что под собором сам Пророк зарыл Коран, да настолько большой, что его можно было сравнить лишь с мельничным колесом. А спустил его Пророк на золотых цепях. С храмом связана и довольно новая история. Местные жители говорят, что его крыша выглядит разрушенной из-за того, что вовремя многочисленных военных конфликтов сюда прилетали вертолетчики и расстреливали ее сверху. Однако объяснение совершенно простое: кровля просто не выдерживала многочисленных ураганов. Ученые до сих пор бьются над разгадкой происхождения имени храма. Археолог из Грузии считает, что это неправильное название, а правильное звучит как «Фома-Ерды», то есть в переводе: храм святого Фомы. Согласно второй версии, это искаженное имя от ингушского «Храм двух тысяч святых». Однако никто не знает, что это за святые, и почему их две тысячи. Ученый из Ингушетии выдвинул третью теорию, что название переводится как «Храм глаза Бога». Это имя ближе всего к правде, но его также нельзя подкрепить какими-либо фактами. Можно сказать лишь одно — древние строители унесли тайну имени Тхаба-Ерды за собой в глубину веков.

СКЛЕПЫ «СОЛНЕЧНЫЕ МОГИЛЬНИКИ»

Древние люди считали, что человек после смерти будет окружен своими родственниками. Поэтому, чтобы «пообщаться» с мертвыми близкими, люди клали с умершим человеком послания своим родственникам. В склепе кроме тела лежали музыкальные инструменты и оружие. Часто археологи находят в гробницах котлы и надочажные цепи. Это очень плохой знак, говорящий о том, что погибла вся семья. Ингуши считали, что в загробном мире тоже светит солнце, но только по ночам, когда оно приходило от еще живых людей. Жители республики прилагали всевозможные усилия, чтобы создать себе уютную «жизнь» на том свете. Существует поговорка: «Горец при жизни должен иметь башню, а после смерти — склеп». Ингуш должен быть похоронен обязательно в фамильной усыпальнице. Если человек умирал не на родной земле, то его тело привозили на родину. Иначе, на том свете он будет жить без крыши над головой. Существуют склепы, где лежат представители разных родов, но для каждого выделялся сектор или уровень. Есть очень печальная вынужденная традиция. Во времена чумы или каких-либо других смертельно опасных болезней живые люди целыми семьями спускались в усыпальницы. Это делалось для того, чтобы не заразить односельчан. Местные жители приносили им еду через специальное окошко и ждали выздоровления или смерти. Если заглянуть в склепы, то можно увидеть скелеты людей. Раньше в одной из усыпальниц находилась необычная мумия. Это тело женщины, которое склонилось над колыбелью, в которой лежит мертвый ребенок. Она убаюкивала его до последних секунд жизни. В 70-е годы XX века турист решил запечатлеть мумию при солнечном свете. Как только он вытащил тело из склепа, оно буквально превратилось в песок в его руках.

КАЗБЕК И РЕКА АССА

Высоко на горе жил Дарза-Наналг. Вырастила она восьмерых сыновей. Один из них покинул мать и ушел на небо, а остальные ее дети ринулись на поиски брата. Они также отправились на небеса из Казбека. После этого мать бросила на гору свои шаровары. Сегодня можно увидеть на вершине это место, потому что там никогда не лежит снег. Считается, что если братья найдут пропавшего сына, то в мире произойдет что-то непоправимое.

Местные жители считают, что река Асса возникла в момент страшного боя между людьми. Жил на свете юноша, у которого кроме овец ничего не было. Каждый день он отводил их на склон горы, а вечером они непонятным образом исчезали. Однажды грабители решили проследить, что же все-таки происходит со скотом. Они отправили к юноше девушку, чтобы та угостила его едой. Мужчина поел и молча ушел. Это повторялось в течение нескольких недель. Грабители не могли долго ждать, поэтому наказали девушке, чтобы та приласкала юношу и разговорила его. У нее все получилось, и пастух выдал место, куда он отводит овец. Юноша был не так прост, он решил проверить своих животных. Чутье не обмануло молодого человека, он увидел, как грабители уводили скот. Начал он биться за свое имущество. В этот же момент из ниоткуда появилась вода. Она разделила людей на две половины. С одной стороны стоял юноша с девушкой и овцами, а с другой — грабители. После окончания битвы вода в реке из черной превратилась в чистейшую и прозрачную.

 

ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ МЯТ-СЕЛИ

Высоко в горах живет Матерь вьюг Дардза-нянильк. Она очень грозная, она питается хлебом и бараньей ногой, запас которых никогда не иссякнет. Если какой-нибудь смельчак посмеет нарушить ее покой, то она тут же убивает его. Недалеко от ее пристанища есть пещера, где прикован юноша Прометей, обреченный на вечные страдания и муки. Каждый день к нему прилетает орел и клюет его в сердце. На рассвете из одной пещеры двигалась необычная процессия. Местные жители шли с ослами, нагруженными пищей и драгоценностями, овцами и быками. На рогах животных были прикреплены белые ленты. Все они двигались в сторону часовни Байн-Сели. Ночью они праздновали и веселились, поэтому многие люди хотели спать. Во главе процессии был жрец в белом одеянии. В руках он нес священный шест с белым флагом и колокольчиками. Он двигался очень осторожно, так как он не мог жертвовать животными. Люди знали, что ему снился вещий сон, но он расскажет о нем только после того, как все закончится. Пожилые не могли долго идти, поэтому делались вынужденные остановки, во время которых молодежь танцевала и веселилась. Наконец, процессия приблизилась к первому собору. Все было освещено ярким солнечным светом. Началась подготовка к священной церемонии. Все напряженно ждали, что же будет дальше. Из храма вышел жрец, протянув руку, ему дали чашу с пивом. Присутствующие мужчины обнажили головы. Люди устремили свои взоры на восток. Все начали молитву. После ее завершения начался процесс жертвоприношения. Таким образом совершалась церемония на Священной горе более двух веков назад. Даже после принятия ислама у ингушей оставалось еще многое от язычества. Так, в 1925 году было совершено жертвоприношение, чтобы боги послали дождь для сохранения урожая. Сегодня каждая девушка Ингушетии во время собственной свадьбы разбивает яйцо об камень. Это символизирует жертву, которую отдают Хин-нане (Водной матери).

РЕКА АРМХИ. МЕСТО ПАДЕНИЯ БАЙТМАРА

Рядом с рекой Арамхи находится маленькое селение. Людей здесь живет совсем немного, примерно двадцать семей. Между двумя соседними аулами находится обрыв. Местные жители называют это место «падением Байтмара». Это произошло в стародавние времена, когда на земле не было согласия. Семьи враждовали друг с другом, даже отец и сын могли начать конфликтовать между собой. Жили в ту пору два брата, которые были пастухами. Первый — Байтмар, а второй — Гета. Жили они в селении Шан. Однажды после рабочего дня они подоили скот и решили вскипятить молоко на костре. Однако дров нигде поблизости не было, и братья стали решать, кто пойдет набирать хворост. В итоге отправился Байтмар. Он ушел на соседний склон горы, где как раз находился лес. Мужчина набрал достаточное количество дров и взвалил ношу себе на спину. Но в это время Гета собрал ветки кизяка, приготовил еду и выпил все молоко. Вскоре Байтмар вернулся и увидел погасший костер, пустую посуду. Он понял все, что здесь произошло. Тогда он решил сбросить свою ношу с обрыва. Он подумал, что дрова легкие и легко упадут с его плеч. Но он ошибся и упал вместе с хворостом в пропасть. Умер Байтмар, а его брат долго радовался тому, что теперь все наследство будет только его. С тех пор у ингушей появилась пословица: «Лучше сидеть на вороне, чем иметь брата на спине».

ХАНОЙ ХИНГ И АБРЕК СУЛУМБЕК

Однажды бог увидел Ханоя Хинга. Очень понравился ему человек, он решил опустить ему золотую цепь и пригласить его к себе. Мужчина поднялся и сел на небесный свод. Бог предложил посмотреть Ханою на все, что творится вокруг. Увидел мужчина, как его жена отправилась в сарай с пастухом. Попросил он бога отпустить его домой, так как боялся, что может произойти что-нибудь плохое. Тот посоветовал Ханою отрубить от золотой цепи кусок и забрать себе. Хинг послушался, но захотел он забрать себе кусок побольше. И был мужчина проклят за жадность до седьмого колена. Люди говорят, что каждое последующее поколение рода Хинг было тщедушным и слабым.

Жил на свете абрек Сулумбек. Был он храбрым и отважным человеком. Однажды его брат решил украсть у бедняка скот. Хоть ночью ничего не было видно, но мужчина заметил, что кто-то уводит его быков. Тогда бедняк выстрелил в похитителя и убил его метким выстрелом. Сулумбек старался любыми средствами отомстить за убийство брата, но все усилия были напрасные. Ничего не выходило. Однажды ему удалось встретить кровника у моста. Тот ехал на лошади и делал вид, будто не слышит угрозы Сулумбека. Всадник терпел нападки абрека еще несколько раз, но потом он не выдержал. Бедняк признался Сулумбеку, что он виноват в смерти его брата, но это была вынужденная мера, так как тот хотел украсть его последнее имущество. Абрек понял, что бедняк ни в чем не виноват, и сказал ему, что прощает его. На следующий день во двор Сулумбека привели скот. Это был откуп за кровь его брата. Хозяин разозлился и потребовал вернуть животных владельцу, так как убийство было справедливым. Местные жители были восхищены его благоразумностью. Однако один человек все-таки посмел укорить Сулумбека за его поступок. Абрек сказал ему, что никогда не будет мстить невинному человеку. Остальные жители прокляли наглеца, а семья Сулумбека всегда оставалась благородной, а все их поступки были справедливы.