8(800) 500-30-76 cool.magtour@yandex.ru

Легенды Кабардино-Балкарии

РОЖДЕННЫЙ ИЗ КАМНЯ СОСРУКО И ОЗЕРО ТАМБУКАН

Было это еще в те времена, когда неподалеку от Золотого Кургана жили богатыри нарты. А соседствовало с ними кровожадное племя людоедов – эмегенов. Близ нартовского селения было озеро, и лежал на его берегу огромный камень. Однажды из этой каменной глыбы появился на свет железноглавый богатырь. Нарты дали ему имя Сосруко (рожденный из камня). И не было среди нартов равного ему по силе и смекалке. Пришел как-то Сосруко к камню, из которого появился на свет и долго задумчиво смотрел на воды озера. Поздно заметил он могучего исполина из племени эмегенов Тенгрена, который уже готовился напасть на него. Оплошал Сосруко, ошеломленный внезапностью нападения и был сбит с ног людоедом. Содрогнулась земля от его падения, понял он, что одолеть врага можно только хитростью.
– Эй, Тенгрен, может, и умеешь ты сражаться, зато не знаешь наших игр, не сыграть тебе в них, – прокричал нарт.
Задело это эмегена, да и очень уж хотелось ему научиться знаменитым на всей земле нартовским играм.
– Так научи меня! – сказал Тенгрен, позабыв все на свете.
– Давай! – ответил Сосруко, – вот любимая наша игра: толкни лбом камень, чтобы упал он на самую вершину горы. И бросил эмегену самый огромный камень. Тенгрен подставил лоб и забросил каменную глыбу на вершину Золотого Кургана. Засмеялся довольный исполин:
— Хорошая игра! Даже в голове просветлело. Еще учи!
— Что ж, давай, – ответил ему уже обеспокоенный Сосруко, сумеешь ли ты сыграть в эту игру? – Лови ртом мои стрелы и жуй их. Натянул нарт свой лук и пустил из него стрелы прямо в широко открытый рот Тенгрена. А тому все нипочем: выплюнул он пережеванные стрелы – богатырское здоровье было у эмегена. Понравилась ему и эта игра.
– Зубы почистил, сказал Тенгрен, – еще учи!
– А как тебе эта игра? – Уже не на шутку разозленный и встревоженный прокричал Сосруко, – нарты мастера глотать раскаленное железо. Сумеешь ли? Накалил нарт громадную глыбу железа докрасна и бросил прямо в рот эмегену.
– Для желудка полезно, хорошая игра, – сказал исполин невозмутимо. Погладил живот и пошел к озеру напиться. Разъяренный нарт, ничего не добившийся хитростью, собрал все свои силы и столкнул Тенгрена в озеро, и засосала его, не знавшего болезней, чудовищная трясина. И стала грязь озера Тамбукан лечебной, впитавшей богатырское здоровье эмегена, и по сей день исцеляет она людей, приезжающих на курорты Кавказа.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. РЕКИ КИШПЕК И ЭТОКА. ЧЕГЕМСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Давным-давно к грузинскому царю пришел Араби-Хан, выходец из Аравии. Пожелал он остаться в этих местах со своим народом. Правитель согласился взять не только его, но и соплеменников мужчины, и всячески помогал им. Однако аравийцы не отличались кротким нравом, они нападали на поселки, грабили их жителей, сжигали дома и убивали невинных. Вскоре к ним присоединились грузины, уж очень они хотели заполучить добычу легким, но нечестным путем. Сильнее всего пострадали ногайцы, но они не могли дать отпор Араби-Хану, так как знали, кто его авторитетный покровитель. У грузинского царя были храбрые воины и хорошее обмундирование, а у местных жителей не осталось ничего. Тогда люди решили обратиться за помощью к семи русским богатырям, славившимся своей силой и отвагой, и попросили защитить их от набегов разбойника. Богатыри долго не соглашались, так как было им это не выгодно. Но все же сжалились и выбрали для ногайцев 12 уважаемых человек. С подарками явились они к правителю Грузии, и попросили его либо выслать Араби-Хана из страны, либо уничтожить его вместе с аравийцами. Царь согласился подумать, и отправил послов отдыхать и набираться сил. На протяжении шести лет жили послы у государя, а ответа так и не могли дождаться. Тоска по родине завладела их сердцами, и решили они еще раз попытать счастья и напомнить ему о проблеме через его жену. Женщина пришла к царю и спросила, какое решение он принял. Он ответил, что выбор стоит перед ним очень трудный. С одной стороны, царь не хотел огорчать русских своим ответом, а с другой — Араби-Хан был его гостем, значит — важной особой, которого он просто не в силах прогнать. Государь повелел своей жене самой придумать решение проблемы. Царица одарила послов подарками и отпустила домой, дав в придачу богато расшитые ковры для богатырей. Сказала она им, что царь через 4 года ответ свой даст. Но всего через два года государь вместе с Араби-Ханом собрал войско и отправился в поход против ногайцев. Люди храбро оборонялись, и первое столкновение произошло на реке Кишпека. Армия ногайцев была разбита, им пришлось отступить. Царь Грузии занял их землю, которую позже прозвали Чижок-Кабак Оргун (ныне Чегемское ущелье). По пути к себе домой он пригрозил ногайцам, что если они еще раз вздумают оскорбить Араби-Хана, то наказание за это будет суровым. Через двадцать лет разбойник умер, оставив после себя сына Казна. Наследник был женат дважды, от первого брака у него был сын Бесоеней, который не смог жить с мачехой и убежал на Кубань, а от второй — сыновья Хотах-Шуко, Мисост, Жанбот и дочь Коншох. Правителями ногайцев в то время были два князя, братья Бештерек и Эштерек, которые были в мирных отношениях с Казном. Вскоре Коншох выросла и превратилась из маленькой девочки в прекрасную девушку. Князья однажды встретили ее, и каждый решил, что она станет женой одного из них. После долгих раздумий, решили братья отправить свататься Бештерека. Однако не стал слушать послов Казн, начал оскорблять их и князей, сравнив тех с собаками. Старейшины пожаловались своим правителям и жителям о случившемся. Князья отправили нескольких храбрецов, чтобы те убили Казна. Отважные воины выбрали подходящее время и отрубили негодяю голову, которую принесли показать своему народу. Вернулись сыновья Казна домой и обнаружили тело своего отца. Они поняли, чьих это рук дело. Сначала мужчины хотели пойти на ногайцев войной, но их силы были не равны. Поэтому они просто решили выкупить у противника голову Казна. Князья на просьбу предложили за нее отдать им Коншох. Девушка узнав об этом согласилась выйти замуж за Бештерека. Вскоре они поженились, голову Казна вернули сыновьям, которые, в свою очередь, пообещали отомстить за отца. Они смогли осуществить свой замысел только через семь лет. За это время у ногайцев не было хорошего урожая, а у Хотахшуко все было в достатке. Бештерек пожаловался своей жене, что народ голодает и погибает. Коншох попросила мужа отпустить ее к братьям за помощью. Бештерек отправил женщину с несколькими арбами для хлеба. Братья радушно встретили сестру, согласились помочь ногайцам и отправили им повозки с едой. В это время гостил у братьев кубанский князь Тума-Туган. Поразился он красотой Коншох, но узнал он, что девушка замужем за Бештереком. Гость осудил братьев за то, что отдали они сестру убийце их отца, и пообещал, что расправится с ногайцами, взамен на руку и сердце Коншох. Девушка согласилась отомстить за отца таким образом. Тума-Туган придумал план: сам он отправится домой, а братья должны все сказать, что они тоже уезжают из родного села. Один якобы поедет в Грузию, другой в Чечню, а третий на Кубань. Но на самом дел братья должны спрятаться с войском в лесу. Сам Тума-Туган поедет за Коншох и насильно заберет ее с собой.  Через два дня вернувшиеся братья должны обнаружить пропажу сестры и попросить у ногайцев помощи. План был выполнен идеально. Князь Хотахшуко отправил к Тума-Тугану послов, чтобы те попросили вернуть Коншох. Бештерек и Эштерек с огромной армией отправились к Тума-Тугану, предупредив Хотахшуко, чтобы их войска объединились против врага. Однако около реки Этоки во время битвы все пошло не так, как предполагали ногайцы. Их войска были разбиты в результате предательства Хотахшук. Князья погибли, а их враги вторглись в ногайские селения и ограбили местных жителей, разрушали их дома, сжигали имущество. Местные жители были либо убиты, либо забраны в плен. Многие из них стали рабами Хотахшуко и братьев.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. НАЛЬЧИК.

Эта история произошла через сто лет с того момента, как кабардинцы впервые поселились на территории Нальчика. В то время их правителями были два брата: Шужей и Атажук. Первый отличался силой и мощью, а второй, напротив, был маленького роста, но очень энергичным человеком. Однажды между ними произошла какая-то ссора, и князья решили поделить селение между собой. Шужей забрал себе больше рабов, лошадей, скот и землю. Атажук обиделся на брата, он считал такой раздел несправедливым. Попросил он вернуть себе часть территории, но Шужей был непреклонен. Тогда Атажук обратился в народный суд, чтобы они помогли решить проблему. В нем состояли два мудрых старика, которых выбрали жители. Жалобы рассматривались обычно в районе селения Иналова. На разбирательства обычно приходило много людей, они окружали судей, которым запрещалось общаться до конца процесса с народом. Старейшины вызывали по очереди истца и ответчика, они должны были рассказать всем свою точку зрения на ситуацию. Далее опрашивали свидетелей с обоих сторон. После этого судьи разбирали собранные показания во всеуслышание, но никто не смел вмешиваться в их разговор. Приговор объявлялся тут же. Народ должен был либо согласиться с решением, либо лишить старейшин обязанностей  выбрать новых судей. Атажук обратился к народному суду за помощью, но Шужей отрицал все обвинения и посчитал их несправедливыми. Однако ответчик решил во чтобы то ни стало победить в этом споре, и начал оказывать нравственное давление на судей. Он поднялся на курган так, что все видели его. Старейшины видели Шужея и действительно решили вынести решение в его пользу. Атажук осознал, что его брат что-то задумал, и поскакал на своей лошади к кургану. Три раза он направлял своего коня на Шужея. Во время последнего ответчик достал копье и вонзил его в грудь лошади. Атажук упал, но поклялся отомстить своему кузену. Однако старейшины все равно вынесли приговор в пользу Шужея, опасаясь его мести. После произошедшего события судьи постановили, что такое сложное и запутанное дело можно решить только борьбой между князьями. Только так можно добиться правды. Для этого каждый из братьев выбрал борца. У Шужея это был высокий силач, а у Атажука никого не было на примете, поэтому он отправился искать. Ехал он о лесу, как вдруг увидел, что волы не могут поднять бревно. Однако вскоре к ним подошел невысокий, но крепкий мужчина, поднял бревно на плечо и спокойно понес его. Атажук решил выбрать именно его, за эту услугу он согласился кормить семейство силача целый год. В день борьбы Атажук не смог быть рядом, поэтому начинали без него. Его силач явно превосходил противника. Однако Шужей не мог позволить ему победить, поэтому пошел на коварство. Когда силач прижимал к земле своего врага, то князь подошел к нему сзади, и пытаясь якобы спихнуть его, вонзил ему в спину маленькое копье, спрятанное в черкеске. Силач Атажука смог подняться и дойти до жены своего хозяина. Умирая, он рассказал ей о предательстве Шужея. Атажук по возвращении домой узнал о случившемся и снова поклялся отомстить брату. Он решил действовать на этот раз хитростью и примириться с кузеном. Он знал, что у Шужея был еще один враг — его второй двоюродный брат, живший неподалеку. Атажук попросил его украсть у него самого табун лошадей. В это время Атажук отправится к Шужею и попросит того о помощи. План оказался удачным, князь поверил своему брату и помирился с ним, забыв все обиды и разногласия. Однако сказал Атажуку, чтобы тот поклялся в жулате ему в верности. Жена Шужея долго отговаривала мужа от поездки, чуяла она, что случится беда. Муж только рассмеялся в ответ, и сказал, что это глупости, но все равно взял с собой верного слугу. Атажук исполнил свое обещание и поклялся брату в верности, затем они отправились вместе домой. У двух курганов князья решили передохнуть, и дать отдохнуть своим лошадям. Неподалеку стояло селение, где жила кормилица Шужея, и тот предложил навестить женщину. Атажук был не против, но посчитал, что будет неудобно тревожить ее и заставлять ухаживать за гостями. Легче отправить слугу в село, чтобы тот принес мясо и напитки, а пока он будет у старухи, братья смогут отдохнуть. Шужей согласился и прилег у кургана, вскоре заснув. Атажук стал сторожить лошадей, чтобы те не разбегались. Князь посчитал, что это самый удачный момент, чтобы отомстить своему брату, пока тот спит. Клятву он считал недействительной, так как каждую секунду думал об отмщении. Атажук встал, подкрался к Шужею и шашкой разрубил тому лоб. Брат вскочил от удара на ноги и попытался ответить Атажуку, но у него это не получилось. Умирая, Шужей проклял своего брата. Князь положил труп так, что издалека казалось, что человек просто спит. Следы боя Атажук тщательно скрыл, поэтому никто ни о чем не смог бы догадаться. Вскоре вернулся слуга, и князь воскликнул, что убьет его также, как и его хозяина, если он не перейдет на сторону Атажука. Слуга решил спасти свою жизнь и поклялся в верности князю. Вместе мужчины отнесли труп на пашню, где засыпали его землей. Местному жителю, случайно увидевшему происходящее, они приказали молчать, иначе тот поплатится за это своей жизнью. Атажук отправил слугу в село Куденетовых и сказать матери, что Шужей убил своего брата, а тело его оставил в арбе. Женщина долго горевала, подошла к повозке, откинула бурку, а оттуда выскочил Атажук, разорвал платье на ее груди, и принялся сосать молоко. Братья Куденетовы недоумевали, смотря на все это. Князь им объяснил, что он убил Шужея, а так как они теперь молочные братья, то отомстить ему никто не имеет права. Куденетовы согласились с этим и похоронили мертвого Шужея со всеми почестями. Атажук занял его место и стал старшим князем.

КУРГАНЫ. ЗАХОРОНЕНИЯ 

Давным-давно в Кабарде жил князь Адильгирей Атажукин. Его называли самым отважным человеком. Мужчина сказал, что если случится бой, то будет биться он один, смерть его одного должна найти. Крепко держал свое слово князь. Однажды в летнюю темную ночь Адильгирей выехал из дома, в надежде встретить кого-нибудь и побороться с ним. Долго никто не встречался ему, но вдруг он услышал позади себя топот копыт лошади. Остановил князь коня и приготовился ждать незнакомца. Однако человек проехал мимо него и даже не обратил на него внимания. Адильгирей сильно удивился случившемуся. Решил он пустить ему вслед стрелу, но не стал этого делать, так как лучше будет догнать путника и спросить его, куда он держит путь. Не смог князь догнать всадника, тот лихо увернулся от руки мужчины. Адильгирей разозлился, пришпорил лошадь, обогнал незнакомца и преградил тому путь. Поинтересовался мужчина, куда тот держит путь. Отвечал ему всадник: «Если хочешь быть другом моим, то держись по правую руку от меня. Поедем вместе, только ни спрашивай меня ни о чем». Адильгирей согласился, но все равно подумал о том, что приложит усилия и узнает, кто этот незнакомец. Ехали они молча долго, кругом стояла полная тишина. Вдруг вдалеке послышался лай собаки, и всадник свернул с дороги в эту сторону. Князь последовал за ним. Вскоре они доехали до высокого кургана, незнакомец спустился с коня и отдал поводья Адильгирею, а сам пошел туда, откуда доносился звук. Через некоторое время князь услышал человеческие голоса, а затем вернулся его новый знакомый, в руках его была отрубленная человеческая голова и чашка, наполненная кровью. Выпил он содержимое полностью и поблагодарил Бога за такой дар. Двинулись путники дальше. Шокированный Адильгирей ехал молча, но очень хотелось ему расспросить о произошедшем. Вдруг опять они услышали собачий лай, снова свернули с дороги, и снова все повторилось. На третий раз было тоже самое, но всадник сказал, что на этот раз поедут они обратно. Ехали путники в полной тишине, добрались они до густых камышей. Поблагодарил незнакомец Адильгирея, что тот сопровождал его и не расспрашивал его ни о чем. За это он подарил князю лошадь и наказал отправиться в Когрокой. Сказал, что живет там княгиня, которой Адильгирей должен передать коня и отрубленные головы, и обязан рассказать о случившемся, чтобы та исполнила его просьбу. Князь попросил незнакомца только об одном: чтобы тот назвал свое имя, но всадник отказался и сказал, что все ему расскажет женщина. Однако Адильгирей решил во что бы то ни стало узнать, кто же был его спутником в эту ночь, и отправился следом за незнакомцем. Ехал он осторожно, добрался он до холма, на котором стоит сакля. Мужчина крикнул о своем присутствии, но никто ему не ответил. Три раза кричал Адильгирей, но не было ответа. Тогда князь зажег свечу и вошел в саклю. То, что он увидел, шокировало его. На деревянной кровати лежал труп мужчины, а на нем была мертвая женщина, из спины которой торчал кинжал. Все помещение было в крови. Понял Адильгирей, что девушка совершила самоубийство, навалившись на кинжал, который прошел через все ее тело и вышел со стороны спины. Задумался князь, зачем она так сделала, и вообще, что здесь произошло. Мужчина выкопал рядом с домом яму и положил туда мертвецов. Затем сел на коня и отправился в Когрокой. Только на рассвете он добрался до поселения и до дома вдовы. На встречу ему прибежала радостная женщина и пригласила князя войти в саклю. Угощали его лучшими блюдами и напитками. Адильгирей рассказал княгине все то, что произошло прошлой ночью. Попросил он ее объяснить, что все это значит. Княгиня начала свой рассказ. В прошлом году ее единственный и любимый сын женился на молодой девушке. Сразу после свадьбы отправился он в Когрокой в полном одиночестве, но не было о нем вестей. Вернулся конь без хозяина и богатой уздечки. Мать и жена поняли, что произошло что-то страшное. Напали на князя враги, ограбили и убили его. Жена решила найти труп мужа и отомстить за него. Переоделась она в мужское платье и отправилась на поиски. Долгое было ее путешествие, переживала она о том, что тело князя растерзают дикие звери и птицы. Как вдруг в камышах, она заметила своего мертвого мужа, и коршуны летали над ним. Женщина подняла его на холм, соорудила саклю и кровать. Три дня провела она у постели мужа, и молила о том, чтобы узнать, кто убил его. Вернулась девушка домой и рассказала все княгине, пообещав, что найдет убийц. Надела она платье раба и пошла по аулам, никто не отказывал ей в пище. Прислушивалась она к разговорам, всматривалась в лица, как вдруг, она заметила в руках троих мужчин уздечку коня, принадлежащую ее мужу. Были они родными братьями, жившими в разных селениях. Вернулась девушка домой и пообещала отрубить врагам головы. Переоделась она в одежду мужа и отправилась мстить. Дальше Адильгирей знал, что произошло. Женщина не хотела жить без любимого и убила себя на его теле. После рассказа княгиня приказал принести дров, чтобы сжечь отрубленные головы. Радости ее не было предела. Прах врагов развеяла женщина в степи.

ЭЛЬБРУС И МАШУК

На месте станицы Горячеводской в давние времена стоял аул. Одним из богатых его жителей был уздень Инал Унароков. В его владениях было много скота, лошадей и земель. Мужчина был уже старый и больной, не мог он есть твердую пищу. Унароков питался молоком любимой козы с белоснежной шерстью и острыми рогами. Однажды, животное начало давать слишком мало молока. Это повторялось изо дня в день. Позвал хозяин к себе пастуха и спросил, что с ней произошло. Козопас ответил, что кто-то высасывает из животного молоко. Унароков подумал, что мужчина насмехается над ним, и пригрозил, чтобы больше такого не повторялось. Начал пастух следить пристально за козой. Однажды он заметил, как животное отбилось от стада и направилось в чащу леса. Мужчина последовал за ним. Добралась коза до поляны, где лежал новорожденный мальчик. Именно ему она отдавала все свое молоко. После того, как ребенок наелся, животное вернулось к своим сородичам. Поднял пастух младенца и отнес его Унарокову. Хозяин обрадовался мальчику и назвал его сыном своим. Назвал он его Машуко и выбрал ему самую красивую кормилицу. Мальчик рос в заботе и любви. Вырос он в красивого ребенка. Когда ему исполнилось восемь, отец решил научить Машуко езде на лошадях и стрельбе из лука, а также владению холодным оружием. Мальчик превратился в сильного и статного юношу, который отлично владел саблей и кинжалом. Доволен был Унароков сыном и предложил ему выбрать то, что захочет Машуко. Молодой человек попросил у отца разрешение жить в сакле, построенной своими руками. Унароков был обескуражен, он не понимал, почему сын не хочет жить с ним под одной крышей. Но мулла попросил его отпустить юношу. Мужчина согласился отпустить Машуко. Молодой человек без посторонней помощи сложил из камней саклю, в которой жил один. Целыми днями он пропадал на охоте. Уходил рано утром, а возвращался поздно вечером уже с добычей. Не хотел Машуко искать себе товарищей, чему очень был недоволен Унароков. Однажды отец спросил его, почему он сторонится людей. Юноша не хотел отвечать, на что мужчина разозлился, но не стал докучать сыну. Когда мальчику исполнилось шестнадцать лет, Унароков начал замечать, как тот приходит без добычи и выглядит очень бледным. Забеспокоился отец, но не рассказал Машуко, что с ним происходит. В один прекрасный день старик позвал к себе своего слугу Асламбека и попросил проследить за юношей, чтобы узнать тайну, которую тот хранит. Прислужник покорно согласился, и утром, когда Машуко отправился на охоту, пошел за ним следом. Молодой человек уходил вглубь леса, навстречу ему выбегали звери, но он не обращал на них никакого внимания. Дошли они до поляны с красивыми цветами, где юноша остановился и опустился на колени. После восхода солнца Асламбек заметил на небе розовое облако. Машуко обрадовался ему и протянул руки. Вдруг чудо произошло, облако опустилось на поляну, и из него вышла необыкновенной красоты женщина. Парень смотрел на нее с восхищением и нежностью. Слуга также был поражен видом девушки, и ему очень захотелось прикоснуться губами подола ее платья. Но не успел он подумать об этом, как женщина неожиданно исчезла. Машуко стоял на коленях и не смел шелохнуться. Асламбек побежал к Унарокову и поспешил ему все рассказать. Старик вначале не поверил, но потом убедился, что слуга ему не врет. Отец захотел узнать, кто была эта девушка, Асламбек вспомнил, как местные старейшины рассказывали про лесных джиннов. Это были необычные существа, они очаровывали людей и заставляли их мучиться. Никто не мог противостоять им. Поэтому Машуко был в опасности. Слуга предложил обратиться к местной колдунье, чтобы она помогла спасти сына хозяина. Унароков дал Асламбеку мешочек с золотом. Пришел слуга к старухе, выслушала она его просьбу, и сказала, что борьба с лесным джинном будет трудной, так как необычная женщина надолго засела в душе юноши. Наказала она Асламбеку взять навоз, и как только появится девушка, то бросить в нее им. Вернулся слуга и рассказал все своему хозяину. Унароков отправил его выполнять поручения старухи. На следующий день рано утром Асламбек вновь проследовал за Машуко. То, что было вчера, снова повторилось. Слуга на этот раз не был очарован женщиной, злобу страшную затаил на нее. Он внезапно выскочил и кинул в нее навозом. Заметалась она, как подбитая птица, больно ей стало. Вдруг поляна наполнилась кровавым туманом, а облако понеслось в сторону Эльбруса, но зацепилось за его утес. Машуко в отчаянии упал на землю и зарыдал. Потом встал, а слезы его превращались в источники горячей воды. Асламбек поспешил вернуться домой и рассказать обо всем. Унароков снарядил людей, чтобы те отправились искать Машуко. Но никто не мог найти его. Однако пастухи говорили, что ходил среди гор одинокий молодой человек, стоял он и долго о чем-то думал. С тех пор и прозвали вершину Машуко.

МАЛКИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ. РЕКИ КИЧ-МАЛКА И МАЛКА

Постоянные войны среди кабардинских князей, довели людей до беспомощности. Они больше не могли отразить набеги воинов крымского хана Батал-паши на свои селения. Народ должен был платить завоевателю дань, которая просто разоряла их. Ежегодно за деньгами приезжали сборщики, забирали они все, что попадалось им под руку: женщин, скот, имущество. Иногда, они даже убивали местных жителей за неповиновение. Люди не могли долго терпеть издевательства над собой, они решили выбрать представителей и отправить их к хану, чтобы он усмирил сборщиков. Эту роль предложили исполнить князю Атажукину и двум узденям. Они приехали с богатыми подарками, и озвучили свою просьбу. Хан взял дары, но пригласил во дворец только Атажукина. Князь жаловался на сборщиков, перечислял все то, что они творят. Потом попросил, чтобы хан приказал им не обижать местное население и не убивать людей. Правитель долго молчал, а потом в знак отказа высыпал огонь из трубки на голову просителю. Князь покорно терпел боль и продолжал стоять перед ханом. Властитель отправил Атажукина обратно к своему народу, чтобы тот передал его волю. Не рассказал князь своим спутникам о произошедшем. Добрались путники до родного города, и сказал собравшимся людям Атажукин, что решение свое хан выскажет осенью. Люди не поверили князю, говорили они, что опять будут продолжаться набеги на их селение. Пришла в Кабарду осень, а с ней вскоре должны были вернуться сборщики дани. Снова собрал князь вокруг себя людей и предложил им бороться против врагов. Народ сетовал на то, что нет сил и средств на противостояние. Князь молча выслушал мнение старейшин и ушел вместе с сотней молодых кабардинцев. Только они согласились бороться против хана. Атажукин разработал план. Когда придут сборщики дани, жители встретят их радушно, накормят как дорогих гостей, а когда они сытыми лягут спать, то люди нападут на них и убьют. При этом надо оставить только пару человек, чтобы они вернулись к своему хозяину и рассказали обо всем. Хан тогда точно нападет на город с войском, а народу придется взяться за оружие и противостоять врагу. Сборщики вскоре приехали в Кабарду. Многие из них были убиты, кроме трех человек, как и договаривались. И сказал выжившим Атажукин, чтобы хан пришел к кабардинцам и померился с ними силой. После отъезда сборщиков, местные жители быстро начали выстраивать войска для обороны. Хан напал на Кабарду весной, первый бой произошел на месте впадения реки Кич-Малки в Малку. Войска кабардинцев храбро бились с врагом за свободу родного края. Не выдержали захватчики такого напора и отступили. Кабардинцы долго преследовали войско хана, вплоть до горы Инал-Кинжал, где и одержали они победу. Хан позорно бежал с этих мест.

НИЖНЕЕ ГОЛУБОЕ ОЗЕРО

Есть много преданий, рассказывающих о возникновении Голубого озера. Согласно одному из них, волшебное чудовище и нарт Батазар не могли поделить красавицу из гор. Дракон был побежден, рухнул он на землю, а на месте, где лежало его тело, осталась глубокая воронка. Девушке было жалко чудище, плакала она по нему, а ее слезы превратились в озеро. Люди говорят, что оно живо до сих пор и время от времени поднимается на поверхность.

НАРЗАНЫ ЭЛЬБРУСА

На вершине Эльбруса обитало чудовище, которое омрачало жизнь горцев постоянными лавинами и камнепадами. Люди должны были платить монстру дань, но не золотом или драгоценностями, а самыми лучшими юношами и девушками. Многие пытались остановить чудище, но никому это не удалось. Как вдруг, появился богатырь Нарт, родившийся в бедной местной семье. Он был храбрым и отважным юношей, решившим во что бы то ни стало победить монстра.  Долго продолжалась битва между человеком и чудищем. Гром гремел, сверкали молнии и дрожали горы. Неравны были силы, юноша постепенно слабел. Приковал его монстр к скале, прилетали туда орлы и клевали его печень. Рана быстро зарастала. Каждую весну приходило чудовище и проверяло Нарта. Издевалось оно над ним, рассказывал, как хорошо на его родине, которую он больше никогда не увидит. Плакал юноша, а слезы его прожигали скалы и выходили в виде источников. Люди пили эту воду и чувствовали прилив сил. В один прекрасный день, они собрались вместе и убили чудище. Нарт был освобожден. А воду, которая помогала жителям, назвали нарзан (вода богатырей).

ЧЕГЕМСКИЕ ВОДОПАДЫ

Известна легенда о возникновении Чегемских водопадов. Давным-давно в горах стояло селение, где жили балкарцы. Девушки там были необыкновенной красоты, их глаза были ярко-голубого цвета, похожие на цветы в лесу. Черные косы их доходили до пят. Румянец напоминал горные вершины на заре. Но все изменилось в один миг, когда на селение напали враги. Они хотели отправить красавиц в рабство. Не хотели девушки себе такой участи, сбросились они со скал в пропасть. Но волосы их зацеплялись за уступы. Так и образовались водопады, струи которых символизируют косы девушек.